Понятия со словосочетанием «жители гор»
Связанные понятия
Хевсу́ры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр. В конце 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего часть высокогорных деревень опустели.
Мохевцы (груз. მოხევეები — мохевееби) — субэтнос грузин, жители исторической горной области Хеви (груз. ხევი — «ущелье»). Говорят на мохевском диалекте грузинского языка. Православные, ещё в XIX веке наряду с христианством сохранялись элементы язычества. Общая численность около 17,000 человек.
Абары (阿拔國) — не следует путать с аварами. Абары — реликт древнего этноса, слава которого гремела до VI века. По мнению Гумилёва Л. Н. можно предположить, что именно абары разгромили угорские и самодийские племена Западной Сибири («тролли» — образ предков лопарей), вынудив тех спасаться на север, по льду Оби, Волги и Енисея.
Горные таи — группа народов, которая проживает в горах и горных долинах Северного Лаоса и в соседних районах Северного Вьетнама. Существует множество племён этих народов: белые и чёрные таи (тай кхао и тай дам), которые находятся в Лаосе и Вьетнаме, красные таи (тай денг) — Вьетнам. В Лаосе живут ныа, фуан и футай. Эти названия происходят от названий традиционных цветов женской одежды, которую носят в этих общинах.
Вазимба (малаг. vazimba) — в малагасийской мифологии доавстронезийские аборигены Мадагаскара, то есть первопоселенцы, прибывшие на остров не позднее 1-го тысячелетия до н. э. В современную эпоху понятие «вазимба» иногда употребляется как этноним в отношении особенно низкорослых жителей некоторых сельских районов; чаще под вазимба подразумеваются персонажи фольклора — антропоморфные мифологические существа, обитающие в малодоступных для человека частях рельефа.
Же (уст. жес) — группа индейских народов Южной Америки, говорящих на языках же. Живут преимущественно в Бразилии.
Пу́ста, Пушта (венг. Puszta, ошибочное прочтение пушта) — обширный степной регион на северо-востоке Венгрии, часть Среднедунайской низменности, Альфёльда.
Зарамо (вазарамо, дзаламо, сагара) — народ группы Банту в Танзании. Обитают в низовьях рек Руфиджи, Руву, Вами, в окрестностях города Морогоро и далее почти до океанского побережья. Основное население зарамо — мусульмане-сунниты, часть зарамо сохраняет традиционные верования — анимизм, культы предков и сил природы. Зарамо имеют племенную социальную структуру. Счет родства матрилинейный. К 2000 году общая численность зарамо оценивалась в 656 730 человек.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Каратегин (букв. черные горы) — историческая область в Таджикистане, расположенная в горах по среднему течению р. Вахш (Сурхоб), правого притока Амударьи.
Нило́ты — группа родственных народов (динка, календжин, луо, шиллук, нуэр, бари, масаи, самбуру, датог, карамоджонг и др.), населяющих бассейн верхнего и среднего Нила по рекам Голубой Нил и Собат в Южном Судане, на территории между озёрами Виктория и Туркана в Уганде и Кении, в Танзании, а также в пограничных районах Демократической Республики Конго, Эфиопии и Египта.
Батины — народ в Индонезии. Считают себя коренными жителями территории провинции Джамби. В этническую общность батинов включались представители малайцев, минангкабау, керинчей, яванцев.
Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре — типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор...
Агул — историческая и географическая область расселения агулов в Южном Дагестане. Агул граничит только с территориями коренных дагестанских народов: на севере с даргинцами, на северо-востоке с кайтагцами, на востоке с табасаранами, на юге с лезгинами, на юго-западе-с рутульцами, а на северо-западе почти вплотную подходит к лакской территории...
Огнеземельцы, или фуэгины (исп. Fueguinos) — собирательное название аборигенов Огненной Земли, архипелага на южной оконечности Южной Америки. В английском языке термин англ. Fuegians изначально относился только к яганам, обитавшим в южной части Огненной Земли, и лишь впоследствии распространился на все аборигенные народы архипелага.
Тавры (др.-греч. Ταύροι) — народ, населявший в древности южное побережье (преимущественно горную часть) Крыма, известное в то время как Таврика или Таврида (др.-греч. Ταυρίδα). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век н. э. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы» (греч. Σκυθοταύροι, Ταύροι Σκύθες, Ταυροσκύθες).
Атаба́ски (атапа́ски) — группа родственных по языку индейских народов, проживающих в западных районах США и Канады. Общая численность — 220 тысяч человек, из которых 204 тысячи живут в США. В настоящее время на Аляске, Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45.000 человек.
Тума́ (тумаки) — метисы, полурусские-полутатары. Этническая группа в низовьях Волги и Прикаспии (Гумилёв, 1992).
Тотемный столб — изображение, чаще всего животного, реже — растения или неодушевлённого предмета, почитаемого в качестве тотема — мифического предка и души племени. Тотемные столбы широко распространены среди индейцев Субарктики и Северо-западного побережья.
Ду́хи воды́ — сверхъестественные существа, деятельность которых связана с водой. Могут являться хозяевами морей, рек, озёр, болот или водной стихии в целом. Встречаются в мифологиях большинства народов мира.
Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов. Согласно этим верованиям, природа — живая, все её объекты и явления имеют своих духов иччи. В их мифологизации сформировались анимистические образы духов-хозяев. Иччи могут быть персонификациями гор, деревьев и озёр, покровителями местности, воплощениями идей и явлений. К иччи обращаются с помощью молитв алгыс. Им приносят жертвы в виде украшений из конских волос и лоскутков ткани (салама...
Тушины (груз. თუშები — ) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии, до середин 20 века проживали на своей исторической области Тушетии на крайнем северо востоке Грузии. Говорят на тушинском диалекте грузинского языка. Общая численность около 30 000 человек.
Подробнее: Тушинцы
Геронтоцид — умертвление стариков, достигших определённого возраста. Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягчённый болезнями, являлся тяжёлым бременем для людей, вся жизнь которых зависела от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочёвок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида. Чтобы избавить себя от тяжёлой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивали или выводили в уединённое место и оставляли на произвол судьбы...
Прерия (фр. prairie «луг», «лужайка») — североамериканская форма степи, вегетационная зона на Среднем Западе США и Канады. Составляет восточный край Великих равнин. Встречаются также и небольшими изолированными ареалами (например, Джексонские прерии в штате Миссисипи).
Обряд воздушного погребения — один из древнейших религиозных обрядов похорон умершего человека, в котором погребение совершается путём подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Религиозная мотивировка обряда у разных народов была разная.
Алгонки́ны — группа коренных народов (индейцев) Северной Америки, родственных по языку. Алгонкинские языки — отдельная группа в алгской языковой семье (известной также как алгонкин-ритванская или алгонкин-мосанская). Общая численность — 260 тыс. чел. Религии — католики, протестанты (баптисты, методисты), сохраняются традиционные верования.
Джайляу (джайла, жайлау, эйлаг) — летние пастбища в горах Средней Азии, Алтая, Кавказа, Крыма. В Крыму применяется название Яйла. Располагаются на поверхностях выравнивания или в широких речных долинах и котловинах преимущественно в субальпийских и альпийских высотных поясах. Практика отгонного животноводства существует и в других регионах.
Ибэ (эбе, эби, евгей, юй-бе (холодный), джунгарский ветер, джунгарский цунами) — сухой юго-восточный и восточный ветер, дующий в холодное время года через Джунгарские Ворота со стороны озера Эби-Нур (Китай) к озеру Алаколь (Казахстан). Ветер ураганный, порывистый и тёплый, несёт много пыли, песка и иногда даже мелкие камни.
Яподы, греч. Ιάποδες, также известны как япиды — древний индоевропейский народ, обитавший в восточной Адриатике к северу от территории либурнов и истров, в треугольнике, образованном реками Colapis (ныне Купа) и Oineo (ныне Уна), а также горной возвышенностью Mons Baebius (Велебит), которая отделяла их от прибрежных либурнов. Они обитали на территории современной центральной Хорватии и долины реки Уна в Боснии и Герцеговине.
Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, т.е. убеждение в существовании особых духовных миров (Дойду) и возможности общения с ними.
Агафирсы (др.-греч. Ἀγάθυρσοι) — имя, используемое античными авторами для обозначения племени, обитавшего на территории Скифии, о котором известно из сочинений Геродота и Плиния.
Традиционные верования саамов — народа Северной Европы, живущего в Норвегии, России, Финляндии и Швеции — представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням-сейдам.
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Уасте́ки или уаштеки (исп. Huastecos, Huaxtecos) — индейский народ в Мексике, относящийся к языковой группе майя. Населяет северную часть восточного побережья страны, к северу от территорий тотонаков. Уастеки хоть и являются майа, но необычны тем, что обитают далеко от регионов, заселённых остальными майа и после того, как откололись от них примерно в 1300 году до н.э., и жили тысячи лет в изоляции, не имея возможности принимать участие в культурном обмене между государствами майа. По этой причине...
О́гры (фр. ogre) — персонажи кельтской мифологии, безобразные злобные великаны-людоеды, отдающие предпочтение маленьким детям.
Яйла́ (общетюркск. «яй» — «лето»; тур. yaylak — высокогорное летнее пастбище) — плоские безлесные места на горах Крыма, используемые в качестве летних горных пастбищ. Представляет собой относительно горизонтальный участок горной местности (вершинное плато), имеющий достаточное количество плодородной почвы и влаги в летнее время для выпаса скота. В отличие от обычных горных хребтов, яйлы неостроконечны, по их вершинам удобно прокладывать тропы и даже дороги. Небольшие яйлы используются пастухами в...
Уикомэ - в мифологии народа семинолов (а также родственных племён) - Великий дух. Почти у всех племён зафиксированы мифы о сотворении мира. Так, согласно мифу маскогов (родственных семинолам, которые входят в одну языковую группу), два голубя, летавшие над водой, увидели торчащий над водой стебель травы. Вскоре показалась земля и посреди равнин высокий холм с жилищем Эсогету Эмисси на вершине.
Абасы́ (также абаасы, якут. абааһы) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством. Подчиняются «великому господину» — богу Улу тойону, который вместе с абасами сумел заложить в человеке злое начало, отождествляемое с нечистотами. В свою очередь, в якутском эпосе «Олонхо» абасы выступают противниками Айыы аймага.
Мео́ты (др.-греч. Μαιῶται, лат. Maeōtae) — племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря. В античную пору Меотидой называли территорию от Чёрного до Азовского моря, последнее же обыкновенно обозначалось как «Меотийское болото». В IV-III веках до н.э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства.
Торна — название башкирского рода племени Уран, восходящее к тотему журавля. О почитании башкирами журавлей упоминается в записках путешественника X века — Ибн Фадлана...
Автохтон (от греч. — местный, коренной) — «автохтонные виды» (роды, семейства) животных или растений, возникли и продолжают существовать на данной местности (как и абориген). Может означать...
Миссу́ри — индейское племя группы чивере сиуязычной семьи. Населяли долину реки Миссури близ устья реки Гранд-Ривер; в 1780 насчитывало 1 тыс. человек. В 1798 подверглось жестокому нападению сауков, фоксов и их союзников; оставшиеся в живых бежали к осейджам, канза, айова и ото. В 1805 племя поселилось вдоль реки Платт в Небраске, где в 1829 они соединились с ото, и ныне эти племена известны под названием ото-миссури.
Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’ (ср. осет. sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже...
Па́мпа (Пампа́сы) (исп. Pampa, мн. ч. Pampas) — степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе, в районе устья Рио Плата. На западе пампа ограничена Андами, на востоке Атлантическим океаном. К северу простирается саванна Гран-Чако.
Цзяжун (кит. упр. 嘉戎, пиньинь: jiāróng), кара (самоназвание), чжаронг, гьялронг (тиб. rGyal-rong) — субэтническая группа тибетцев в Китае. Относятся к тибетскому варианту дальневосточной расы большой монголоидной расы. Населяют долины горного хребта Лайбаланшань на правом берегу реки Минцзян (провинция Сычуань) в пределах Аба-тибетско-цянского автономного округа (уезды Маэркан, Сяоцзинь, Ли). Цзяжун проживают так же в уездах Даньба и Даофу Ганьцзы-тибетского автономного округа и в уезде Баосинь той...
Белки́, также бельцы, белогорье, снеговые горы (хак. тасхыл) — название некоторых заснеженных и в летнее время горных вершин в Сибири, преимущественно на Алтае и в Восточном Саяне. Заснеженная часть поднимается выше верхней границы леса, кроме того, белками называют остаточные пятна снега на горных вершинах.
О древнем городе
Хоны см. КолоссыХоны, один из народов Северного Кавказа неясного этнического происхождения, упоминаемый в древнеармянских источниках. Орбели И. А. и Тревер К. В. считают гуннов и хонов наименованиями разных племён. По их мнению хоны являлись кавказоязычным этносом. У Есаи Хасан-Джалалян хонами называются дагестанские горцы.
Цутухили, или сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), — индейский народ в Гватемале. Один из народов группы майя.Численность — ок. 80 тыс. чел. Язык — цутухиль, относится к группе киче. Говорят также по-испански и на языках соседних киче и какчикелей. Верующие — формально католики, сохраняют традиционные верования.